
Музей на киноэкране — сотрудничество, способное изменить мир
30 января вышла 14 серия 2го сезона Elementary, американского сериала о приключениях современных Холмса и Ватсона. Очередное дело прославленных консультантов полиции построено вокруг выяснения деталей научного, вполне академического спора, переросшего в серию убийств. И хотя вымышленному Научному музею Триборо отведено лишь несколько минут экранного времени и всего две сцены, сам факт обращения телевизионщиков к этой теме наталкивает на размышления о месте современного кинематографа, в том числе телевизионного, в деле продвижения музеев.
Официальные рейтинги уже опубликованы, и можно с уверенностью говорить о том, что как минимум 10,16 млн американских зрителей, посмотревших новую серию в прямом эфире, вспомнили про существование палеонтологии, узнали, что некоторые ученые всё еще ведут ожесточенные споры о причинах, приведших к вымиранию динозавров, и, наконец, задумались о том, что профессия научного сотрудника музея может быть не такой уж и скучной. Нет повода сомневаться, что часть зрителей совершит усилие над собой и, оторвавшись от дивана, посетит ближайший научный музей, чтобы освежить в памяти знания о предмете.
Elementary (Элементарно), 2 сезон, 14 серия.
© CBS Corporation
О невероятной силы способности телевизионщиков и кинематографистов создавать спрос известно уже давно. Герои экрана запускают моду и создают тренды, им под силу привести посетителей в залы музеев, а студентов на факультеты музеологии. В свою очередь музеи могут использовать подобную власть кино над зрителями в своих интересах.
Не всем музеям повезло легко и играючи войти в кинематограф, но многим. British Museum повезло стать неотъемлемой частью дюжины фильмов из числа лучших классических лент, в том числе и первой звуковой работы Альфреда Хичкока «Шантаж» (1929). Нью-Йоркский Metropolitan не менее популярен у киношников — среди множества лент ставшие хитами «Идеальное убийство» (1998), «Правила съема: Метод Хитча» (2005), «Перси Джексон и похититель молний» (2010) и «Афера Томаса Крауна» (1999). Своеобразную благодарность любимым музеям Нью-Йорка выразил Вуди Ален, запечатлев в разные годы в своих фильмах не только MET, но и Guggenheim Museum, American Museum of Natural History, Whitney Museum и Museum of Modern Art (MoMA).
Одна из самых популярных ‘музейных’ сцен в американском кино. Вероятно, первые #selfie, зафиксированные на кинопленку. Ferris Bueller’s day off (Выходной день Ферриса Бьюллера).
В США в последние десятилетия влияние кинематографа на популярность музеев стало предметом серьезных социологических исследований. Многие полагают, что небывалому росту популярности музеи обязаны не в последнюю очередь именно современному кинематографу. Возможно с этим стоит согласиться, ведь достаточно вспомнить лишь американские блокбастеры «Ночь в музее» и «Сокровище нации». «Ночь в музее» не просто способствовал небывалому росту посещаемости American Museum of Natural History (в котором происходят события в первой части) и музеев Smithsonian Institution (вторая часть), но привел сотни тысяч школьников в музеи по всей стране. А «Сокровище нации» (2004) и «Сокровище нации: Книга тайн» (2007) невозможно не признать ярчайшими примерами кино для подрастающего поколения, способного увлечь изучением истории своей страны и самообразованием в целом, — герои фильма успевают посетить такое количество музеев и значимых исторических мест и рассказать столько увлекательных историй, что американским музеям стоило бы выдать фильму и его создателям отдельную почетную премию за ‘пропаганду музейного образа жизни’. Музейщики могут присоединиться к армии поклонников фильма «Ночь в музее» в ожидании выхода очередной части франшизы. Съемки должны начаться в ближайшие дни, а выход фильма запланирован на декабрь 2014 года. На сей раз ночным музеем станет British Museum, а персонажами – экспонаты из коллекции музея.
В ближайшие же дни нас ждет долгожданная премьера «The Monuments Men», фильма, рассказывающего о работе группы американских искусствоведов по спасению произведений искусства во время Второй Мировой. Лента основана на реальных событиях и может перевернуть представление многих о работе искусствоведа, как о спокойной и скучной. Для многих американцев информация, всплывшая в прессе в ходе предпремьерной кампании, уже стала откровением. Многие и не догадывались, что директора и прославленные кураторы крупнейших музеев Америки послевоенного периода имели за плечами столь героическое прошлое.
В российский прокат фильм выходит 20 февраля под крайне неудачным названием «Охотники за сокровищами» (перевод не просто перевирает оригинальное название, но и несколько оскорбителен, если принять во внимание, что занимавшиеся спасением европейского наследия специалисты рисковали жизнью ради спасения коллекций европейских, а вовсе не американских музеев).
Лента, прославляющая подвиг простых сотрудников музеев, еще до выхода на экраны успела вызвать массовый интерес и к литературе, касающейся этой темы, и к личностям, принимавшим участие в описываемой в фильме кампании. Около 400 специалистов из различных музеев США принимали участие в кампании, большая часть из них хорошо знакома не только американскому, но и мировому арт-сообществу, многие из них в течение десятилетий после войны управляли и направляли работу музеев по всей стране. Интерес общественности к этой странице истории можно только поприветствовать. Но может ли музей использовать внимание к этой теме себе во благо в режиме реального времени? Может! Достаточно привести лишь два примера.
Предпремьерный показ фильма был организован, что ожидаемо, в музее. National Gallery of Art в Вашингтоне была выбрана для показа не случайно — минимум шестеро из участвовавших в спасении произведений искусства имели непосредственное отношение к музею; кроме того, именно этот музей выступал инициатором проведения операции по спасению. У Национальной галереи, уверен, в ближайшее время появится много новых тем для программной деятельности.
Nelson-Atkins Museum of Art в Канзас-Сити продемонстрировал что можно сделать, если званием крупнейшего музея страны ты не наделен. Достаточно было вспомнить, что одна из работ, входящих в коллекцию музея, полотно «Август Сильный, курфюрст Саксонский, король Польши» кисти Ларжильера из числа работ, спасенных прославленными Monuments Men. Начиная с 5 февраля музей приглашает всех желающих не только взглянуть на одну из спасенных работ, но и на выставку, посвященную Monuments Men в целом, и тем из них, кто имел непосредственное отношение к музею. Принимая во внимание актуальность темы, СМИ не могли не отреагировать на разосланный музеем пресс-релиз, и в итоге музей получил отличное освещение своей инициативы в прессе и на телевидении, что, наверняка, поспособствует росту популярности музея у горожан.
Если же говорить о культурном коде россиян, вспоминаются лишь несколько сцен. Поэтический вечер в Политехническом музее из фильма Марлена Хуциева «Застава Ильича» (1965), без сомнения, вошел не только в историю кинематографа, но и запечатлел ‘в камне на века’ Политехнический музей. В комедии Эльдара Рязанова «Старики-разбойники» (1971), к сожалению, запечатлен вымышленный музей, но зато полотно Рембрандта, которое пытаются похитить герои, в реальной жизни принадлежащее Государственному Эрмитажу, обрело дополнительный ‘вес’ в глазах несведущих в живописи поклонников кинематографа. Юношеская кинотрилогия «Кортик» (1973), «Бронзовая птица» (1974), «Последнее лето детства» (1974) наделила советских детей страстью выискивать в музейных залах и экспонатах тайные послания, что, нельзя отрицать, способствовало интересу юных следопытов к искусству, пусть и в слегка извращенном виде.
Самым интересным опытом взаимовыгодного проникновения музея в кино можно назвать «Русский ковчег» (2002) Александра Сокурова. Уникальный по многим параметрам киношедевр особенно популярен среди западных интеллектуалов, а так как Эрмитаж в фильме практически действующее лицо, то и внимание, и интерес к нему выросли в разы. В работе Авдотьи Смирновой «2 дня» события разворачиваются вокруг судьбы музея-усадьбы писателя Щегловитова. Видимо, из-за достаточно трагичной картинки и не совсем определенного будущего подобных усадеб по всей России, музей пришлось выдумать, хотя зрители и узнали в некоторых сценах заповедник Абрамцево. Зато лента смотрится на одном дыхании, видимо, потому как главная героиня мало того, что сотрудник музея, но еще и борется за благое дело.
Остается надеяться, что российские кинематографисты ‘впустят’ музеи в свои фильмы, пусть даже в ‘военно-патриотические’. А музейщики с распростертыми объятиями станут встречать любые предложения киношников.
Назад к списку публикаций