
Интерактивный музей начинается с фартука
Шеррон Уилкинс Конрад, заместитель директора по образовательным программам «Музея на шестом этаже» (Даллас, штат Техас) рассказала в своем блоге о том, как небольшой музей «Историческая Деревня» стал более дружелюбным к посетителям.
Музейный комплекс воспроизводит быт небольшого населенного пункта рубежа 19-20 веков, был создан на этом месте в 1969 году и состоит из 30 объектов, среди которых жилые дома, ресторан, школа, магазин, больница и т.д.
До недавнего времени все это работало по старой схеме «смотри, но не трогай», но теперь дом за домом деревня превращается в интерактивный музей для всей семьи.
Всего пару лет назад в универмаге деревни на полках за веревочкой пылились обычные муляжи продуктов. Посетители окидывали экспозицию взглядом, и, не задерживаясь надолго, уходили. Но однажды куратор музея Эвлин Монгомери решила все изменить. Она провела научное исследование о продуктах и предметах того времени, а затем Шеррон помогла воспроизвести эти предметы и использовать их в экспозиции:
При проектировании универмага мы хотели, чтобы посетители задумывались о том как это — быть покупателем и продавцом в 1905 году. Однако как это показать без навязчивых указаний? Фартуки и корзины оказались простыми инструментами «вживания» в роли.
Зачастую, одевая фартук, который носили в прошлом работники магазина, гости сразу берут в руки щетку, перо или тряпку и приступают к работе. К корзинам мы приложили список покупок и ограниченное количество денег. Посетителям предлагается отбирать, взвешивать и торговаться за товар.
Мы не хотели делать этот интерактив только для детской аудитории, поэтому, фартуки у нас и больших, и маленьких размеров: взрослые тоже приглашены к участию.
Эта экспозиция работает уже в течение двух лет. Разница реакции посетителей на старую и новую экспозицию — на лицо. Случается даже, взрослые торопятся надеть фартуки в первую очередь на себя, а не на ребёнка. Семьи вместе ищут предметы из списка покупок. Посетителям всех возрастов нравится обучаться работе с кассовым аппаратом. Эти объекты привлекают внимание к исследованию быта того времени через личный контакт и взаимодействие с предметами. Сейчас семьи с маленькими детьми проводят в этом здании от 30 до 45 минут. Удивительно, как очень простые предметы могут помочь посетителям вжиться в историческую эпоху».
Несомненно, при такой увлекательной игровой подаче экспозиции, в памяти посетителей остается больше информации.
Один из студентов в рамках своей научной работы проводит аналитические исследования «работы» универмага, и, по ее итогам, музей получит не только динамику посещаемости и количества проведенного времени на экспозиции, но и общую картину с живыми историями и впечатлениями, которую также можно будет использовать для привлечения новых посетителей.
Следующим по «оживлению экспозиции» стоит здание Банка. Для этого уже организован сбор средств.
Надо сказать, что в России подобный опыт вовсе не в новинку. Благодаря системе советского музееведения, информация о быте рубежа 19-20 веков всегда широко и подробно представлена в краеведческих музеях, поэтому ее остается лишь избавлять от «классовой ненависти» и оживлять. И такие примеры уже есть.
В Музее С.М. Кирова (Санкт-Петербург) есть комната домработницы, а в ней — экспозиция «Продовольственное снабжение Ленинграда и карточная система 1929-1934 годов», частью которой является интерактивная игра «Бери, что дают!», которая помогает посетителям представить себе сложный механизм продовольственного снабжения Ленинграда в условиях карточной системы 1929-1934 годов. Участники игры могут примерить на себя разные социальные роли («рабочий», «трудящийся», «ребёнок», «спец» и «лишенец»), познакомится с разными по количеству и составу «продовольственными пайками» различных категорий граждан, «отоварить» продовольственный паек по заборным книжкам, «закупить» в булочной хлеб и «приобрести» продукты питания в коммерческих магазинах.
Может быть, не так позитивно и радужно, как в Техасе, но и не менее интересно и эффектно.
Источники публикации: Arrrrducation! и Музей С.М. Кирова
Источники изображений: Arrrrducation! и Kuda.Go
Назад к списку публикаций