
Новые технологии, которые заставят «миллениалов» ходить в музеи
Если бы будущее музеев было так печально, как об этом принято говорить, выставку Анри Матисса в Нью-Йоркском Музее Современного Искусства (МоМА) не посетили бы 664 000 человек. Желающих увидеть работы художника было настолько много, что в последние выходные, в феврале, музею пришлось работать круглосуточно.
Однако «блокбастеры» вроде Матиcса не отражают ситуацию должным образом. По данным Национального Фонда Искусств, посещаемость художественных музеев снизилась на 5% за десятилетие 2002-2012. Единственная возрастная группа, которая в этой статистике показала прирост, это пожилые люди старше 75 лет. Получается, независимо от того, как долго продлится эта тенденция, нам уже стоит обеспокоиться будущим новых поколений, потенциальных посетителей музеев.
И больше всего кураторы беспокоятся за «миллениалов», молодых людей, рождённых на границе тысячелетий. И действительно: как могут традиционные галереи со статичными холстами и артефактами заинтересовать поколение, привыкшее познавать мир с помощью движений пальцев по экрану смартфона и переходу по ссылкам? Как продвигать Гойю наравне с «Игрой престолов»?
Тем не менее, интернет-технологии сегодня предоставляют не только развлечения, они могут предложить новые способы вовлечения молодого поколения в искусство, науку и историю. В этом году многие музеи запустят новую технологию Beacon. Как она работает? Вы скачиваете приложение для смартфона, которое с помощью bluetooth- технологии определяет точное месторасположение посетителя в музее или галерее – вплоть до нескольких шагов. Приложение получает информацию о том, где вы находитесь, около работы Уорхола или у фотографии Картье-Брессона, и, как цифровой-экскурсовод, отправляет вам полезную информацию об авторе и его работе, включая аудио-, видеоматериалы, статьи и обзоры.
– Beacon пополняет ваш опыт, – уверен Брендан Сьеко, основатель Cuseum — бостонского стартапа, тестирующего систему beacon в Новой Галерее в Нью-Йорке и в Центре изобразительного искусства Массачусетского Технологического Института. – Технологии могут, и должны, нести удовольствие и обогащать галереи.
С помощью beacon можно отправлять картинки и фотографии друзьям, через СМС или электронную почту, опубликовывать в Фейсбуке или Твиттере. Кроме того, так же, как и карты Google, beacon- технология помогает ориентироваться в больших галереях – надо сказать, это существенно облегчает навигацию по лабиринтам залов, например, Метрополитен Музея.
Технология «преподносит посетителям простой и эффективный механизм, позволяющий им самим выбирать, какую информацию и в каком количестве они хотят получать», – считает Элизабет Э. Баркер, директор Бостонского Атенеума, который начал использовать beacon во время выставки о Маркизе де Лафайете в июне. По словам Баркер, благодаря онлайн-способу потребления информации столкновение с искусством становится менее хаотичным.
Что немаловажно, использование beacon делает возможной альтернативу так называемым вертикальным выставкам, в которых кураторы и другие эксперты выражают единственное авторитетное мнение. Теперь любой посетитель может делиться собственной реакцией, видением и несогласием с работами художников или со всей выставкой в целом. Точно так же, как читатели интернет-изданий имеют возможность комментировать статьи, а посетители ресторанов – оставлять отзывы в foursquare.
В результате мы получаем двустороннее обсуждение, диалог между куратором и посетителем.
– Нужно быть профессиональным куратором, чтобы твоё мнение было услышано, – настаивает Роберт Стэйн, заместитель директора Музея Искусств Далласа. Музей экспериментирует со множеством технологий, распознающих локацию, но не с beacon-технологией.
В свою очередь, Элизабет Меритт, основатель и директор Центра Будущего Музеев (ответвление Американского Альянса Музеев) обращает внимание, что отзывы и комментарии могут связать музейные кураторские проекты с актуальными вопросами, причём таким способом, который обычно не доступен кураторам.
– Время требует быть в курсе всего, мы должны понимать этот язык, – утверждает Меритт, добавляя, что обсуждение выставки на «расовую тему», может стать таким же значимым, как недавние беспорядки в Фергюсоне. – Это и есть историческое эхо, – заключает она.
Apple и другие компании начали разработку beacon-технологии несколько лет назад, в качестве инструмента для розничных продаж, однако новыми возможностями заинтересовались культурные институты. Большая часть крупных музеев, включая Гуггенхайм и Метрополитен, в данный момент находятся на этапах тестирования и внедрения beacon – уже не малый труд. Плотность покрытия требует сотни передатчиков размером с шайбу. Для Бостонского Атенеума стоимость такого проекта эквивалентна «тому, чтобы лишиться одного ключевого фандрайзера», – говорит Доктор Баркер.
Безусловно, некоторые музеи – среди них Коллекция Фрика в Нью-Йорке и Музей Изабеллы Стюарт Гарнер в Бостоне – хотели бы сохранить в галерее атмосферу медитативного созерцания и не впускать туда звон телефонных уведомлений.
– Мы всё ещё рассматриваем галереи как некий уход от действительности, – говорит мистер Стэйн. – Мы должны сделать beacon частью этого возвышенного опыта. Но если нам это не удастся, публика будет недовольна.
Это сопротивление понятно: эффект от анализа данных об аудитории может быть очень существенным. И первое, что приходит в голову: beacon позволяет музеям отправлять персонифицированные запросы, основанные на поведении посетителей.
Однако никто не знает, как коллективные лайки и дислайки повлияют на решения куратора.
– Предоставляют ли музеи то, что нужно рынку? – задаётся вопросом Сьюзи Вилкенинг, консультант Reach Advisors, специализирующаяся на изучении музейной аудитории. – Они игнорируют области, которые недостаточно хорошо протестированы?
К этим гипотетическим возможностям стоит добавить также обмен данными с компаниями вроде Google, что могло бы помочь музеям глубже изучить клиентские предпочтения.
– В данный момент эти вопросы обсуждаются, – уточняет миссис Вилкенинг.
Так же, как и в других аспектах современной жизни, пользователи, выбирающие beacon-приложения, охотно обменивают свои личные данные на преимущества более персонифицированного взаимодействия с искусством.
– По моим ощущениям, beacon не станет панацеей, – уверен доктор Баркер, – но может стать мостом для нового поколения «пользователей» музея.
Оригинал статьи доступен по ссылке.
Назад к списку публикаций
Поделиться в соц. сетях
Похожие статьи
-
Funny Bunny