
Волонтеры в музеях: зачем, как и почему?
Мы привыкли, что волонтерство, как правило, затрагивает остросоциальные сферы нашей жизни — помощь людям с ограниченными возможностями, детским домам, одиноким пожилым людям, бездомным животным. Все так, с подобными проблемами люди в России сталкиваются очень часто. Однако, как обстоят дела с привлечением волонтеров в сферу культуры и искусства? Насколько популярно участие добровольцев в работе музеев в России и на Западе?
Если обратиться к истории, само слово «волонтер» произошло от французского volontoire, что переводится как «доброволец», отсюда прослеживается и суть термина. Движение зародилось в США, где уже в XIX веке волонтеры обеспечивали функционирование различных некоммерческих организаций. В 1920-е годы в Европе молодые люди начали активно восстанавливать хозяйство после Первой мировой войны. С тех пор волонтерские движения распространились по всему миру и сегодня являются показателем социальной активности гражданского общества.
Наиболее активно волонтерство в России стало развиваться в середине 90-х. Новая волна интереса к волонтерской работе в России поднялась во время мирового кризиса. В 2012 году после трагедии в Крымске встал вопрос о законодательном обосновании волонтерской работы — был разработан «Закон о волонтерах», согласно которому государство будет сотрудничать с волонтерами, управлять ими и вести их учет, хотя при желании добровольцы смогут работать, нигде не регистрируясь: «запись» в волонтеры фиксируется на добровольной основе. Законопроект еще не подписан, но получил положительные отзывы от правительства и был отправлен на доработку.
Как правило, работа волонтеров в музеях состоит в работе с посетителями, помощи в организации различных образовательных и концертных мероприятий, сборе внешней информации и т. д. В связи с этим, волонтеры получают ряд преимуществ: приглашения на открытие выставок, бесплатный вход в музей, доступ к программам музея и другие привилегии. Подобный подход может рассматриваться как часть мотивирующей политики организации. Однако, в основе закона, регулирующего отношения волонтера и организации, становится тот факт, что работа должна быть безвозмездной. То есть музеи вынуждены реализовать ряд тех самых поощрений наперекор государственным законам, что, безусловно, тормозит развитие волонтерства в России.
В мировой практике волонтерство это путь к оплачиваемой работе, а также возможность попробовать себя в разных сферах и таким образом выбрать будущую профессию. Запись в резюме об участии в волонтерском проекте воспринимается работодателем как серьезный аргумент в пользу кандидата на вакантную должность. В России подобный подход пока что не очень распространен.
Во многих музеях вводится специальное Положение о волонтерах, которое регламентирует требования к волонтеру (быть коммуникабельным, преимущественно знание нескольких иностранных языков, знание этики и этикета) и направления его деятельности (участие в социологических исследованиях, помощь в организации мероприятий, информационное обслуживание и т.д.). Волонтер несет ответственность за свою деятельность. Так, взаимоотношения работодателя и добровольца могут быть сведены к трудовому договору. В случае нарушения волонтером принятых на себя обязательств, музей имеет право отказаться от сотрудничества.
Наиболее ярким примером приглашения волонтеров в России может выступать Государственный Эрмитаж. Музей запустил волонтерские проекты еще в 1996 году — в рамках Клуба друзей Эрмитажа добровольцы помогали сориентироваться иностранным туристам, отвечали на вопросы и привлекали посетителей в Клуб друзей. Правда тогда работа волонтеров носила временный и нерегулярный характер. В 2003 году была создана Служба волонтеров, для помощи в дни празднования юбилея Санкт-Петербурга. Начиная с этого момента добровольцы осуществляют ряд весомых для работы музея задач: организуют пресс-конференции, семинары и юбилейные мероприятия, систематизируют объекты хранения, помогают во внедрении информационных технологий, общаются с посетителями и спонсорами, ведут активную научную деятельность, участвуют в реставрации. В настоящее время в Эрмитаже работают несколько десятков волонтеров из России, Швейцарии, США, Германии, Франции, Испании, Италии и других стран. В их числе представители различных профессий: искусствоведы, журналисты, менеджеры. Сотрудничество с профессионалами позволяет Службе волонтеров осуществлять очень интересные проекты. В то же время Служба волонтеров — это, в основном, молодежная организация. Большинство ее членов — школьники и студенты. Чтобы стать волонтером в Эрмитаже, достаточно заполнить анкету и отправить ее по электронной почте, после чего нужно пройти собеседование, при обоюдном согласии подписать контракт и получить волонтерскую книжку.
В 2011 году Государственный музей-заповедник «Павловск» провел конференцию под названием «Волонтеры в музее», где с докладами выступали сотрудники музеев и ВУЗов, представители некоммерческих структур. Несколько тем, которые были вынесены для круглых столов: вопросы информированности, налаживание информационной цепочки «музей — волонтер — музей», права и обязанности волонтеров и их обучение, «Я — волонтер» (глубина проникновения волонтера в жизнь музея), мотивация волонтеров и мотивация сотрудников музея, а также многие другие проблемные и актуальные ситуации, дальнейшие перспективы внедрения волонтеров в структуру музея. С помощью подобных дискуссий планируется создание службы «Волонтеры музеев Санкт-Петербурга».
Различные волонтерские акции проходят и в столице. Например, в Московской области существует проект «Полезный выходной» — несколько раз в год волонтеры помогают музеям навести порядок. Музеи в ответ благодарят добровольцев за оказанную помощь, им проводят экскурсии, поят чаем или устраивают культурную программу. В акции участвуют Сергиево-Посадский музей-заповедник, мемориальный музей-заповедник Д. И. Менделеева и А. А. Блока, Серпуховский историко-художественный музей, Звенигородский историко-архитектурный и художественный музей, историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим», музей-заповедник А. П. Чехова «Мелихово» и другие.
Активную политику в отношении привлечения волонтеров, как правило, ведут организаторы культурно-образовательной акции «Ночь в музее» («Ночь музеев»), которая за 6 лет получила распространение во многих городах России. В связи с увеличением числа музеев-участников, с каждым годом «Ночь музеев» приобретает все больший масштаб. Для реализации различных организационных и информационных задач приглашаются участники различных молодежных и волонтерских проектов. По итогам проведенных мероприятий, волонтеры получают благодарственные грамоты от Департамента культуры, а также необходимые рекомендации для последующего трудоустройства.
Если обратиться к статистическим данным (журнал «Некоммерческие организации в России», статья «Добровольчество в сфере культуры», 2011 г.), можно проследить интересные закономерности, различия возрастного диапазона и мотивации среди опрошенных в России и США. Результаты социологического исследования структуры волонтерства среди московских и петербургских музеев показали, что 76,5% волонтеров — это женщины. Самая высокая доля добровольцев – 14–25-летние граждане (79%), наиболее низкая доля приходится на лиц старше 50 лет (3%). Как следствие возрастных показателей, большая часть добровольцев имеет только среднее образование (71%). Однако стоит заметить, что в анкетировании участвовали 34 волонтера, возможно из-за этого, статистика не столь компетентна.
В качестве основной мотивации для волонтерской работы российские добровольцы рассматривают получение дополнительных знаний и информации об устройстве музея (71%), возможность участия в закулисной жизни музея (65%), а также желание быть социально полезными (16%) и реализовать собственную инициативу (12%). Таким образом, получается, что волонтерство в российской сфере культуры расценивается в основном с позиций взаимовыгодного обмена, и в целом не пользуется широкой поддержкой среди населения.
Автор данного исследования параллельно проводил анкетный опрос в крупных американских музеях, таких как Метрополитен, Музей современного искусства в Нью-Йорке, Музей изящных искусств в Бостоне. На основе случайной выборки было опрошено 250 волонтеров. Как и в российском исследовании, большинство волонтеров составляют женщины (84%), а вот дальше прослеживаются характерные различия, поскольку средний возраст добровольцев 36–50-летние американцы (59%), и лишь 8% — молодые граждане 14-25 лет. Как правило, волонтерами становятся учителя и преподаватели (48%). Доля волонтеров с дипломом о высшем образовании насчитывает 68%, большинство волонтеров имеет стабильный, высокий годовой доход, что отличается от результатов российского опроса, где у большинства имеется среднее образование (в силу специфики низкого возрастного показателя) и небольшой годовой доход. Наивысшие показатели у желания быть социально полезными (76%), реализовать собственную инициативу (72%), в то время как в России это самые низшие показатели в мотивационном отношении к волонтерской деятельности. Данные этого опроса свидетельствует об относительно низкой культуре благотворительности, недостаточном развитии гражданского общества в России. Непопулярность волонтерства в России видится в низком благосостоянии граждан, а также в отсутствии законодательных мер стимулирования труда волонтеров.
Несмотря на заключение договоров о трудовых обязательствах, работа волонтером в России не учитывается при определении трудового стажа, в отличие от США. Для развития добровольчества в отечественной сфере культуры предлагается определить механизмы стимулирования и контроля труда добровольцев. Также необходимо решить вопрос о возможности компенсации расходов добровольцев любой некоммерческой организацией и о невключении данных выплат в совокупный доход добровольца.
Также интересно посмотреть, как к волонтерской работе относятся не только в России и США, но и в Европе. Наиболее ярким примером становится Великобритания, страна, в которой огромное количество частных галерей, тематических маленьких музеев и музеев мирового значения. Институт исследований волонтерства (Institute for Volunteering Research) в 1997 и 2002 гг. опубликовал исследования, где в основе лежали статистические данные по проблематике волонтерства и роли добровольческой деятельности на примере Великобритании. Обзор данного вопроса показал, что с помощью привлечения волонтеров, музей способен расширить спектр предлагаемых услуг, и как вывод, получает дополнительную ценность. Довольно сложно охарактеризовать количество волонтеров в музеях. Сложность связана с тем, что волонтеры музеев могут попадать в различные группы: отдых, искусство, хобби и т.д. По результатам последних исследований, в Великобритании насчитывается порядка 40000 работников музеев и арт-галерей, половина из которых являются волонтерами. Исследование показывает, что маленькие музеи могут избежать финансовых трудностей только в том случае, если они активно вводят работу волонтеров. По статистике 65% волонтеров — люди старше 55 лет, и всего 10% в возрасте 18-24 лет. Похожие тенденции прослеживаются и в данных в США. Социологи, изучая данный вопрос, утверждают, что гендерный баланс, как правило, связан с тематикой музея, в исторических музеях преобладают мужчины, в художественных музеях — женщины.
Как уже было сказано ранее, оценка мотивации волонтеров играет ключевую роль при создании ситуации, в которой работа соответствовала бы их интересам и приносила пользу музею.
Анализируя данные исследования волонтерской деятельности в сфере культуры в Великобритании, можно говорить о ранжировании мотивации:
1. Функция значения: глубокие убеждения о важности помощи другим, «тем, кому меньше повезло, чем мне»
2. Функция понимания: по-новому взглянуть на вещи и оценить систему волонтерства
3. Функция карьеры: освоение новых навыков, чтобы более выигрышно смотрелось резюме
4. Социальная функция: завести полезные знакомства и новых друзей
5. «Почетная» функция: чувство собственной необходимости
6. Функция защиты: помогает работать через личные проблемы
Во многих организациях существует определенная проблема: много уделяют внимания тому, что волонтеры могут для них сделать, при этом забывая, что они сами могут сделать для своих волонтеров. Многие музеи просто вводят волонтеров в курс дела, из-за чего появляются неквалифицированные сотрудники, и как следствие, страдает сервис музея. Около 55 % охваченных музеев ответили, что привлекали волонтеров, потому что это бесплатно.Когда организация приглашает волонтеров только, чтобы сэкономить деньги, возникают проблемы.
Занимательными становятся различия между сотрудником, который получает зарплату, и волонтером. Многие посетители музеев говорят, что не чувствуют разницы между волонтерами и штатными сотрудниками. Однако, в профессиональном сообществе бытует мнение, что такими качествами, как аккуратность, пунктуальность, профессионализм, обладают только оплачиваемые специалисты. В отношениях между волонтерами и штатными сотрудниками возникает напряжение —добровольцы чувствуют, что они на более низкой ступени в рабочей иерархии, а сотрудники боятся конкуренции, считая, что волонтеры претендуют на их рабочие места или подрывают их авторитет. Во многих музеях действует политика, при которой волонтеры должны дополнять работу штатных сотрудников, а не замещать ее, высшие должности всегда занимают оплачиваемые квалифицированные специалисты.
Авторы исследования ставят акцент на том, что помимо материальных затрат на обучение волонтеров, необходим штатный персонал, который будет решать ряд задач: поддержка и обучение волонтеров, администрирование и стратегическое управление данной структурой. В Великобритании существует Форум менеджеров по волонтерству для обмена опытом в сфере волонтерской деятельности. В обязанности менеджера, курирующего работу волонтеров, входит создание атмосферы, в которой добровольцы не будут чувствовать себя недооцененными и непросвещенными — они хотели бы, чтобы их позиционировали, как уважаемых, желанных и необходимых людей. Правительство Великобритании посредством вовлечения волонтеров в работу музеев и галерей, старается задействовать людей, подверженных риску социальной изоляции. Одной из целей повсеместного введения практики волонтерской работы является максимально возможное уменьшение зависимости музеев от государственных денег.
Подытоживая вышесказанное, стоит упомянуть, что практика привлечения волонтеров в сферу культуры в России является скорее новаторством, нежели правилом. Хочется верить, что подобные тенденции, характерные для развитого общества, будут прослеживаться все чаще и приобретать глобальные масштабы, как в рамках конкретного музея, так и страны в целом.
Источники изображений: Bell Museum of Natural History, Science Museum of Virginia, Military Aviation Museum, HAERR TRIPPIN’ blog.
При публикации материала была допущена ошибка и вместо Крымска был указан город Курск. Приносим наши извинения читателям и благодарим внимательных подписчиков, указавших нам на опечатку.
Назад к списку публикаций
Поделиться в соц. сетях
Похожие статьи
-
http://vk.com/mscrap O_Rada
-
museumnika
-