Cleveland Museum of Art (Кливлендский художественный музей) известен впечатляющей коллекцией восточного и египетского искусства, насчитывающей более 43 000 экспонатов со всего мира. В 2005 году было принято решение обновить музей. В 2009 году завершилось возведение нового восточного крыла, а в январе 2013 года состоялось открытие еще одного зала (первого подобного в мире) — интерактивного пространства Gallery One, призванного вовлекать гостей музея в диалог с произведениями искусства через современные технологии.

Gallery One занимает площадь в 4000 кв. метров и располагается прямо при входе в музей. Такое месторасположение обеспечивает свободный доступ в интерактивное пространство на протяжении всего путешествия по музею. Оснащенное мультитач экранами, это инновационное пространство сочетает традиционное искусство и высокие технологии, вдохновляя посетителей разного возраста и с разным уровнем знаний на диалог с произведениями искусства, учит их понимать и интерпретировать.

Идея создания интерактивного пространства внутри музея, в рамках масштабной программы по перепланировке и обновлению здания, появилась в 2005 году. В 2009 году Кливлендский художественный музей начал задумываться об использовании опыта своих посетителей для изменения подхода к экспонированию коллекции. Итогом этих размышлений стала новая стратегия развития музея, направленная на усовершенствование взаимодействия музея с жителями и гостями Кливленда, посредством создания пространства Gallery One.

После проведения анализа работы музея и его аудитории, команда, созданная для работы над проектом Gallery One, сформулировала основные цели проекта:
  • Совмещение процессов: интерпретация-обучение-вовлечение
  • Привлечение широкой аудитории (включающей семьи, молодежь, школьные группы и случайных посетителей) с помощью развлекательной и вовлекающей программы посещения музея
  • Расстановка акцентов: выделить для посетителя знаковые объекты, представленные в музее, и тем самым сделать их узнаваемыми для аудитории «Большого Кливленда» и остального мира
  • Вдохновение: мотивировать, поощрять и побуждать посетителей посещать постоянную экспозицию музея
  • Увеличение повторных визитов: развивать и оживлять интерес посетителя, снова и снова возвращая его в стены музея
При постановке целей команда проекта руководствовалась желанием предоставить аудитории новый опыт посещения музея, который позволял бы посетителю:
  • Формировать личное мнение об экспонатах и приобретать новые знания
  • Получать удовольствие от использования современных технологий, органично вписанных в музейное пространство и не вызывающих отторжение
  • Используя исследовательские методы и инструменты, представленные в Gallery One, научиться критически мыслить о произведениях искусства
  • Создать собственную карту музея, основанную на личных интересах и пристрастиях

1. Анализ: исследование потребностей аудитории

Для анализа ситуации сотрудники Кливлендского художественного музея решили не сосредотачиваться на сборе демографических данных о посетителях. Эксперты обратили внимание, что информация об их мотивации и поведении в здании музея формирует более четкий портрет посетителя, который необходим для усовершенствования работы музейных проектов.

В 2009 году Джон Фолк выпустил исследование «Identity and the Museum Visitor Experience» («Идентичность и опыт посетителя музея»), в котором предложил разделять всех посетителей на группы по мотивам их поведения и способам, которыми они исследуют произведения искусства. Такого рода данные, по мнению автора, могут помочь специалистам сформировать более четкое и правдивое представление об аудитории музея. В 2011 году Dallas Museum of Art (Далласский Музей Искусств) продолжил это исследование работой «Ignite the Power of Art», («Разожги силу искусства») Питмана и Хейри.
     Ignite_the_Power_jpg_728x520_q85

В работе были подробно представлены результаты длительных исследований, которые были направлены на поиски импульсов, способствующих взаимодействию посетителей с искусством. Мысли, высказанные авторами этих исследований, во многом совпадали с размышлениями сотрудников Кливлендского художественного музея и помогли им сформулировать для себя, что же стимулирует людей к походу в музей и почему они получают удовольствие от его посещения.

В 2009 году в Кливлендском художественном музее провели собственное исследование аудитории музея «Audience Focus» (Марианна Адамс «Фокус на аудиторию»), в котором автору удалось составить портрет типичного посетителя постоянной экспозиции. Им оказался хаотично путешествующий по залам человек, не имеющий заранее составленного плана посещения, задерживающий свое внимание лишь на тех экспонатах, которые отвечают его личному вкусу или предварительно полученным знаниям. Большинство посетителей рассказали, что обычно они не задумываются о принципах, по которым расставлены экспонаты в залах, и не обращают внимание на аннотации к выставкам, а интересуются лишь отдельными произведениями искусства. Представление о столь «хаотичном» путешествии по музею от объекта к объекту подвело кураторов к выводу, что их посетителю не ясны тематические концепции каждого зала, как части единого комплекса, а в этом случае успешное усвоение представленного материала не представляется возможным. Джей Раундс, профессор музеологии в University of Missouri-St. Louis, обратился к этой проблеме в журнале «Curator» (2006, стр.134):

Посетители приходят в музеи по своим собственным причинам, и совершенно не обязательно их мотивы схожи с целями музея. Нет сомнений, что с точки зрения работников музея исследовательские методы посетителей сильно уступают заготовленной музеем «программе». Однако, возможно, если посмотреть на этот способ исследования экспозиции с точки зрения удовлетворения целей посетителей, то он не так уж и плох — своих целей посетители достигают.

Итак, среднестатистический посетитель музея искусств не ведет себя как студент профильного ВУЗа. Почему? У него много разных причин для похода в музей, большинство из которых, в той или иной степени, сводятся к одной — занять свободное время. В Кливлендском художественном музее на один зал посетитель в среднем тратит 6 минут, что даже больше, чем в других музеях. Отсюда возникает вопрос: в какой форме необходимо подавать информацию посетителю во время посещения музея, чтобы, с одной стороны, решать образовательные задачи, а с другой — поддерживать его заинтересованность?

2. Результат: удовлетворение потребностей аудитории

Контроль над созданием и разработкой интерактивного пространства осуществляли главный куратор музея и его директор. В процессе работы над проектом к участию привлекались практически все департаменты музея. Отличный результат был во многом обеспечен за счет тесного сотрудничества Кливлендского художественного музея с именитыми партнерами и консультантами, такими как:

Gallery One задумывалась и создавалась как интерактивное пространство, располагающее к диалогу между посетителем и искусством. В нем люди должны получать информацию об искусстве через собственный опыт, а не с помощью стандартных лекций, картинок и пояснительных текстов.

Главная цель Gallery One — создание атмосферы, располагающей к изучению искусства, исследованию отдельных объектов и получению удовольствия от этих процессов.

 

Пространство Gallery One разделено на три части, каждая из которых ставит вопрос:
  1. Что это и что ты видишь?
  2. Как это сделано?
  3. Зачем это было создано?

Такой подход позволяет уйти от классической формы искусствоведческого повествования о коллекции и предоставляет посетителям новые способы получения знаний. К примеру, с помощью больших мультитач-экранов («линз»), призванных снять «эффект витрины», всегда присутствующий между посетителем и объектом в привычных музеях. Они позволяют взаимодействовать «непосредственно» с арт-объектом, прикасаться к нему, крутить, исследовать и, главное, получать ответы на вопросы.

The Beacon

Перед входом в Gallery One расположен экран «The Beacon» («Маяк»), состоящий из нескольких жидкокристаллических дисплеев, которые удаленно управляется с помощью Windows 7. Транслируемый на нем контент меняется каждые шесть минут и состоит из заранее отобранной информации (избранные работы из коллекции) и постоянно обновляемой (фотографии лиц посетителей, играющих в «Сострой гримасу» («Make a Face», Скульптурные Линзы)). Фотографии посетителей призваны демонстрировать только что пришедшему в музей посетителю происходящее внутри Gallery One, и призывать к участию в этом действии.

Продолжение материала.


Login

Lost your password?