Музей: Государственная Третьяковская галерея
Город/Страна: Москва, Россия
Дата публикации: 23.09.14 00:26

Как подготовить посетителя к выставке, если выставка посвящена художнику, оставившему свой след в архитектуре, изменившему подход к театральным декорациям, оказавшему большое влияние на своих современников — архитекторов, режиссеров, писателей, актеров? Решение было найдено — донести до посетителя всю значимость личности художника и его работ можно посредством пешеходной экскурсии по улицам города.

Маршрут мобильного аудиогида «Прогулка по Москве Серебряного века: Александр Головин» проходит по улицам Москвы и включает объекты, связанные с жизнью и творчеством Александра Яковлевича Головина и его окружения (Вс. Э. Мейерхольда, К. С. Станиславского, К. А. Коровина, С. И. Мамонтова и др.), а также памятники эпохи модерна — стиля, получившего широкое распространение в конце XIX — начале XX вв. Начинается прогулка на Театральной площади, у гостиницы «Метрополь», а завершается у здания Третьяковской галереи на Крымском Валу.

О том, как создавался маршрут мобильного гида по местам, связанным с именем Александра Головина, нам рассказала команда, работавшая над проектом (Государственная Третьяковская галерея и IZI.travel).

Идея

Как правило, разрабатывая собственное приложение, музей старается создать продукт, способствующий построению работы с посетителем по схеме «pre-visit — visit — post-visit» (до визита в музей — посещение музея — после посещения музея). В приложении должна быть вся необходимая потенциальному посетителю информация — что конкретно он может увидеть, режим работы, схемы проезда и стоимость билетов. Однако, сама по себе эта информация не призывает и не привлекает посетителя в музей. Для того чтобы посетитель пришел, его необходимо заинтересовать.

В данном случае аудиоэкскурсия работает по схеме «пре-визит»: по сути, посещение выставки начинается за 1,5–2 часа ДО того, как посетитель пришел в музей. Другими словами, музей получает уникальную возможность полностью захватить внимание человека на довольно длительное время, обучить его, рассказать и показать то, что невозможно разместить в выставочном зале. И в результате порог музея переступает не случайный посетитель, который мог до этого и не знать, кто такой Головин, а подготовленный, чьи шансы получить удовольствие от выставки и узнать что-то новое намного выше.

маршрут аудиогида

При этом маршрут будет «работать» и после посещения пользователем выставки: всегда можно продолжить прогулку, если она была прервана, повторить тур, поучаствовать в дополнительных конкурсах и т. д. Главная задача при этом решается — заинтересованность посетителя в музее никуда не исчезает, и он по-прежнему рассматривает поход в него как один из вариантов проведения своего досуга.

Анна Осипова

Анна Осипова, представитель Третьяковской галереи:

«Наша задача — не только привести человека в музей, но и сделать его визит настолько интересным, чтобы он вновь туда вернулся.»

«Одна из основных сложностей, с которыми сталкивается Государственная Третьяковская галерея, — это четкое разграничение в сознании посетителей зданий Галереи в Лаврушинском переулке и на Крымском Валу. Для большинства посетителей Третьяковка — это именно купеческий дом Третьяковых в Лаврушинском переулке. В здании на Крымском Валу посетителей хоть и много за счет крупных выставок, но основную экспозицию «Искусство XX века», которая является логическим продолжением рассказа о русском искусстве, начатого в залах нашего музея в Лаврушинском переулке, посещают гораздо реже, и в основном — иностранцы.

Поэтому одна из главных задач, стоящих перед нами, — создание цельного облика Галереи (и, соответственно, всего русского искусства от древних времен до современности) в сознании посетителей. Так появилась идея создания экскурсионных маршрутов, соединяющих между собой оба здания музея, которые изначально и планировалось перевести в формат мобильного аудиогида. Разработка этих маршрутов продолжается и сегодня. Весной 2014 года был запущен первый мобильный гид Третьяковской галереи «Прогулка по Москве Серебряного века: Александр Головин», приуроченный к выставке «Александр Головин. Фантазии Серебряного века. К 150-летию со дня рождения», открывшейся 28 марта. Этот тур — пример совершенно нового подхода: «выхода» музея за пределы экспозиционного зала. Возможности экспозиции всегда ограничены помещением и существующей коллекцией, а с таким подходом мы обретаем новые горизонты.

Центр Москвы является прекрасным памятником, свидетелем жизни и творчества Александра Головина. Пройдя по маршруту, посетитель узнает, как строилась самая известная гостиница Москвы «Метрополь», как жил в последние годы Константин Станиславский, кто создал знаменитый занавес с чайкой для МХТ, почему модерновые особняки так похожи на театральные декорации и многое-многое другое.»

Ночь в музее 2014

Входная зона в Государственную Третьяковскую Галерею во время Ночи в музее 2014

Егор Яковлев

Егор Яковлев, представитель IZI.travel:

«Нам этот проект показался очень интересным, поскольку мы давно на всевозможных выставках, конференциях, при личных встречах, рассказываем музеям, как с помощью уличных аудиогидов можно перераспределять и перенаправлять потоки туристов/посетителей. Реализация проекта с Третьяковской галереей — отличная возможность доказать эффективность подобного инструмента. Другой великолепной идеей является «расширение» границ музея на территорию всего города.»

Подбор подрядчика

Анна Осипова

«Пока готовился контент, составлялись маршруты и тексты, Третьяковской галерее предстояло решить ещё один весьма важный вопрос: создавать ли собственное мобильное приложение или встроить свои маршруты в одно из уже существующих приложений, посвященных музеям. В результате мы предпочли второй вариант.

На одной из конференций мы познакомились с представителями сервиса IZI.travel, позволяющего создавать музейные и городские аудиогиды. Изучив предложенный инструмент, мы решили, что он вполне подходит для реализации поставленных нами задач: в приложении предусмотрена возможность загрузки текстов, аудио и фотографий, отлично проработана навигация, есть возможность включения викторины. Ещё один плюс — достаточно простая система создания экскурсионного тура, благодаря которой сотрудники музея могут самостоятельно загружать материалы экскурсии в приложение.

IZI.travel — не единственный подобный продукт на рынке; параллельно рассматривались и другие платформы. Но IZI.travel — бесплатное приложение как для музеев, так и для пользователей, и этот аспект тоже сыграл определённую роль, так как наш проект готовился спонтанно, и не было заложено финансирование для его реализации. Иными словами, продукт полностью соответствовал нашим задачам и возможностям.»

Работа над контентом

Работа над реализацией первого маршрута заняла в целом около четырех месяцев. Сперва была определена концепция проекта, выбраны точки маршрута, после чего сотрудники музея занялись подготовкой текстовых и визуальных материалов.

Анна Осипова

«Незадолго до старта проекта завершилась работа над каталогом и электронным изданием к выставке, что значительно упростило процесс сбора материалов для приложения. Так, нам была доступна «летопись» — ключевые даты из жизни и творчества художника. Нужно было найти здания, где жил, учился и работал в Москве Головин, и составить оптимальный (с точки зрения расстояния между точками, общей продолжительности и ценности каждого объекта) маршрут. Для этого была проведена масштабная работа в архивах и библиотеках. В ходе консультаций с куратором выставки и музейными педагогами была определена общая линия подачи материала. Затем был проведён поиск иллюстраций — подобраны фотографии объектов, задействованных в маршруте, и работы из собрания Третьяковской галереи, иллюстрирующие материал, специально отсняты новые фотографии объектов.

Создание маршрута

Егор Яковлев

«Когда нас пригласили принять участие в проекте, большинство текстов уже были написаны, был разработан примерный маршрут следования. В целом материал был очень хорошо продуман, структурирован и интересен. Однако, уличный аудиотур и поведение человека при его прохождении накладывают на разработчиков ряд ограничений. И здесь пригодился опыт, накопленный нашей компанией.

Например, в отличие от традиционной групповой экскурсии, где вся группа сначала молча идет до достопримечательности, а затем несколько минут стоит и слушает экскурсовода, при индивидуальной аудиоэкскурсии человек ведет себя совсем по-другому. Дойдя до достопримечательности, он осматривает ее первые 30–60 секунд и начинает двигаться дальше. При этом гораздо интереснее идти и слушать, чем передвигаться в тишине. Поэтому в мобильном аудиогиде по городу очень важно обратить внимание человека на какие-то визуальные (архитектурные) особенности достопримечательности в первой части истории, пока он смотрит на объект, а остальные факты осветить дальше, пока человек идет к следующей точке. В связи с этим в первую очередь мы проверили тур с помощью специальной составляющей сервиса — эмулятора прохождения туров. Мы называем его Tourmulator. Турмулятор позволяет автоматически озвучить тексты экскурсии c помощью робота (чтобы на этапах отладки тура не тратиться на профессиональных дикторов и актеров) и понять продолжительность звучания каждой истории. Далее, на схеме маршрута автоматически рисуются линии, показывающие, где история начнет проигрываться, а где завершится при заданной скорости движения. Это позволяет отследить, какие истории слишком длинные, а где, наоборот, пользователю слишком долго придется идти в тишине.

На этом этапе мы смогли подсказать команде музея, какие истории надо сделать короче, какие чуть длиннее, а для некоторых фрагментов маршрута предложили найти дополнительные объекты, там, где переходы были слишком длинные.»

Турмулятор

Эмулятор прохождения туров позволяет увидеть длительность звучания историй на карте

Навигация

Егор Яковлев

«Другой очень важной особенностью мобильного аудиотура является навигация. Человек не всегда знает куда ему надо идти. Да, в приложении есть карта с линией маршрута, а с помощью GPS он всегда видит свое текущее местоположение. Однако, ощущение от прогулки портится, если пользователь вынужден постоянно доставать телефон из кармана и сверяться с картой. К тому же такие действия быстро разряжают аккумулятор смартфона.

Поэтому при создании маршрута важно добавить навигационные подсказки: как после окончания истории о достопримечательностях (чтобы подсказать человеку, куда идти дальше), так и в сложных местах маршрута (на развилках, перекрестках и пр.), привязав их к конкретному месту на карте, где они сработают.

В результате, при хорошо сделанном туре, получается очень интересный эффект: пользователь запускает тур на своем смартфоне, вставляет наушники, убирает телефон в карман и просто отправляется гулять.

Здесь наш опыт также пригодился, и мы (сначала с помощью Турмулятора, а потом и ногами) прошли несколько раз по маршруту, чтобы выверить все навигационные подсказки. Зато в результате за все 1,5 часа прогулки, которая проходит как по центральным улицам, так и по небольшим переулкам, пользователь может вообще не доставать телефона из кармана, чтобы свериться с маршрутом, и при этом ни на секунду не чувствовать себя потерянным!

После отладки объема текстов и проверки при разных темпах прогулки наступил черед профессиональной озвучки историй. Здесь мы также поделились опытом и предложили озвучивать истории не одним, а двумя разными, чередующимися голосами. Такой подход позволяет лучше удерживать внимание слушателя.

Вообще, удержание внимания человека во время аудиопрогулки является важной задачей, ведь вокруг очень много отвлекающий факторов — шум улицы, машины, пешеходы, входящие телефонные звонки и сообщения, остановки на фотографирование и многое другое. Применение нескольких голосов — лишь один из приемов, помогающих сфокусировать внимание. Еще одним способом может выступать использование викторин. В разных местах тура, после рассказа историй, слушателю задается вопрос по теме рассказа, ответ на который он должен выбрать в приложении.»

Инфографика популярности маршрута

Привлечение аудитории

Анна Осипова

«Запуск проекта был приурочен к большому событию, привлекающему внимание огромной аудитории, — «Ночь в музее» 17 мая 2014 года. Таким образом, проект сразу становится известен большому количеству людей, которые имеют возможность воспользоваться аудиогидом здесь и сейчас. Именно для этой ночи в туре было представлено специальное задание: правильно ответив на все вопросы викторины, слушатель мог собрать кодовое слово, назвав которое при входе в музей, он мог пройти на выставку без очереди.

Информирование посетителей о новом маршруте осуществляется посредством сайта Третьяковской галереи и официальных страниц в социальных сетях. Кроме того, информация размещалась на официальных страницах IZI.travel. Во время акции «Ночь в музее» у входа в здание Третьяковской галереи на Крымском Валу стоял большой ролл-ап, информирующий о новом туре и специальном предложении. На выставке «Интермузей» гостям раздавали информационные открытки. Во входных зонах обоих зданий Третьяковской галереи установлены ролл-апы, там же распространяются открытки с информацией о туре. Информационные открытки распространяются и в месте начала маршрута — на Театральной площади, в близлежащих кафе и отелях.

Несмотря на то что маршрут был запущен примерно через полтора месяца после открытия выставки, он является дополнительным инструментом оповещения аудитории о выставке, и в то же время выставка помогает распространять информацию о существовании нового маршрута. За время работы выставки был проведен ряд мероприятий, связанных, так или иначе, с маршрутом  творческий конкурс, опрос, велопробег, велопленэр» .

Фотографии с велопробега и велопленэра, организованных Третьяковской галереей

Полученный результат и следующие шаги

Оценить, насколько маршрут помогает музею привлекать аудиторию, можно в любой момент — приложение собирает статистику использования аудиогида:

  • сколько раз пользователи обращались к контенту: как к туру в целом, так и к отдельным историям;
  • на каком языке были эти истории открыты (недавно была запущена англоязычная версия этого тура);
  • из какого города воспользовались аудиогидом (довольно часто пользователи, загрузив приложение в другом городе и другом музее, например, где-нибудь в Ульяновске, смотрят какие еще доступны музеи и туры, открывают их, слушают);
  • на какой платформе работает смартфон, с которого воспользовались приложением (iOS, Android или WindowsPhone);
  • какой тип интернет-соединения был использован для этого (например, музейный WiFi или мобильный интернет);
  • использовал ли человек аудиогид онлайн или офлайн (скачав заранее) и пр.

Полученные данные позволяют анализировать эффективность использования аудиогида: какие истории людям нравятся больше, а какие меньше, какими языками чаще пользуются, насколько востребован музейный WiFi и так далее.

После того как гид был запущен, работа над ним не завершилась. Необходимо постоянно заниматься улучшениями как самого гида, так и способов распространения информации о нем.

Статистика аудиогида

Анна Осипова

«Прогулочный маршрут, посвященный жизни и творчеству Александра Головина, стал первым из целого ряда запланированных мобильных экскурсионных маршрутов. В дальнейшем мы планируем запуск ряда маршрутов, связывающих здания музея с ближайшими станциями метро — таким образом посетитель получит возможность «включиться» в общение с музеем задолго до посещения. Возможно, будут запущены маршруты к так называемым «малым музеям», входящим в состав Третьяковской галереи — музею-квартире А. М. Васнецова, дому-музею В. М. Васнецова, дому-музею А. С. Голубкиной, дому-музею П. Д. Корина.»

Отзыв посетителей о гиде на сайте Галереи

Отзыв посетителей о гиде на сайте Галереи

Над проектом работали:

Марина Эльзессер
Марина Эльзессер, заместитель генерального директора по просветительской и издательской деятельности
Татьяна Николаева
Татьяна Николаева, заведующая сектором мультимедиа и интернет проектов — руководитель и координатор проекта
Елена Герасимова
Елена Герасимова, заведующая отделом образовательных программ — автор идеи, консультант проекта
Маргарита Чижмак
Маргарита Чижмак,
научный сотрудник отдела живописи второй половины XIX — начала XX века — куратор выставки, консультант проекта
Мария Мороз
Мария Мороз,
редактор сектора мультимедиа и интернет проектов — написание текстов, составление маршрутов, подбор изображений
Анна Осипова
Анна Осипова,
редактор сектора мультимедиа и интернет проектов — написание текстов, составление маршрутов, подбор изображений
Ольга Мещерякова
Ольга Мещерякова
корректор текстов
Егор Яковлев
Егор Яковлев,
бизнес-девелопер

Login

Lost your password?